МАРХИ
Получение лицензионного доступа к международному индексу научного цитирования Web of Science
200 лет Тотлебена Эдуарда Ивановича
НАДДИСЦИПЛИНАРНЫЙ КУРС
ШКОЛА НАСЛЕДИЯ

Архитектор Петр Еропкин

 Я.Ш. Каждан.  Архитектор Петр Еропкин

Летом (1731, апреля 13)... Ярославского уезду ... вотчины Петра Михайлова сына Еропкина деревни Павлова крестьянин ... Михеев, да вотчины князя Федора Борисова сына Засекина ... крестьянин Колобов, ... Рышеев дали они свою запись генералу майору Артемию Петро­вичу Волынскому в том, что подрядились они у него.. в Москве в Белом городе на Рождественке на дворе его построить каменные палаты из его материалов своими работниками, а именно: сначала выкопать ров шириною в два аршина, глубиною до самого материка и, побив сваи. ...А фундамент вывести от земли в один аршин, а белым камнем вывести по самые окошки первого апартамента и вытесать гладко, как архитектор покажет. И те палаты строить им по данному им чертежу...

(Подрядная запись на строительство каменных палат Артемия Петровича Волынского на Рождественке).

Петр Михайлович Еропкин - один из первых русских архитекторов и теоретиков архитектуры, принадлежал к образованным и интересным людям России в первой половине ХVIII в.

К сожалению, сведений о его жизни сравнительно мало, но то, что к настоящему времени собрано, позволяет судить о нем, как о просвещенном, талантливом организаторе и архитекторе. Для исследователей истории Дома на Рождественке, где ныне размещается Московский архитектурный институт, Еропкин представляет интерес не только потому, что был архитектором. Во-первых, он был тесно связан в своей жизни и общественной деятельности с Артемием Петровичем Волынским, владельцем большой усадьбы на Рождественке. А во вторых, археологические исследования строений позволяют утверждать, что первое каменное строение в усадьбе Волынского было построено в 1730-х годах по проекту П.М.Еропкина.

Исследования подтвердили, что дом Волынского - одно из древних строений, сохранившихся в перестроенном виде в г.Москве. Кроме того, это здание также единственное дошедшее до нас творение архитектора П.М. Еропкина. Поэтому для нас, изучающих историю Дома на Рождественке, интересно всё, что связано с Петром Михайловичем Еропкиным.

Еропкин П.М. принадлежал к древнему, хотя и обнищавшему роду. Родоначальником дворян Еропкиных считается Иван Евстафьевич Еропка - потомок (в ХVI колене) князя Ростислава Смоленского, внука Владимира Мономаха, который происходит от Рюрика.

Отец Петра, Михаил Федорович, был жалован царем Алексеем Михайловичем и Петром I вотчинами в Московской губернии и других районах России. Женат он был на Устинье Софроновне Карповой.

В 1689 году у них родился сын Петр, а вскоре - Алексей. С раннего детства Петр отличался большими способностями в науках и рисовании, но по обычаю того времени он был определен на военную службу. Подробных сведений о военной службе Петра Еропкина мы пока не имеем, знаем только, что он был уже бау-интендантом.

Петр Михайлович Еропкин (1689 - 1740 гг.)

Петр I внимательно приглядывался к способностям молодых дворян, поэтому в 1716 г. он повелел отобрать 20 способных людей для отправки их на обучение за границу. В это число попал и Петр Еропкин. Способности к рисованию Петра Еропкина были замечены, он был направлен Петром I в Рим для изучения архитектурного искусства, рисования, философии и итальянского языка.

Трое учеников направились в Амстердам, а оттуда на корабле прибыли в Ливорно. Это был первый итальянский город, в котором Еропкину пришлось прожить полгода, в течение которого он изучал язык и начал собирать литературу по архитектуре.

Затем Петр Еропкин с товарищами отправились в Рим. На их пути были Венеция и Флоренция. Молодых людей поразила красота множества площадей, умение мастеров торжественно и красочно оформлять центры площадей фонтанами и монументами. Особое чувство восхищения вызвала у Еропкина Венеция, любовь к которой он сохранил на всю жизнь.

В Риме его практическими занятиями по архитектуре руководил архитектор Чиприани. Следует отметить, что П.Еропкин и Т.Усов были первыми русскими людьми, получившими архитектурное образование в Италии. В Риме Еропкин с благоговением изучал великие творения итальянских мастеров, ибо никакой другой город не заставляет так чувствовать архитектуру, как Рим.

Через два года изучения античной и современной итальянской архитектуры Еропкин делает китайской тушью рисунок храма для поднесения его императору Петру I. Он внимательно изучает творения архитекторов, штудирует трактаты Виньолы и Палладио.

Мы не знаем где кроме Голландии и Италии был Еропкин, но за 8 лет учебы (1716 - 1724 г) он, вероятно, побывал и во Франции, т.к. свободно владел французским языком.

В 1724 г. Еропкин вернулся в Россию. Петр I был очень доволен его успехами. Об этом свидетельствует то, что Еропкин был единственным среди русских зодчих, кто с самого начала своей деятельности был удостоен "Поименным Указом" Петра I высокого звания Подполковника и Архитектора, а в январе 1725 г.- Полковника и Архитектора.

Петр I поручил Еропкину и Усову разработать проект дворца в Преображенском, а Еропкину - проект Александро-Невского монастыря. Но из-за смерти Петра I проекты не были реализованы.

Проект храма, составленного П.М.Еропкиным

 В 1724 г. Еропкин вернулся в Россию. Петр I был очень доволен его успехами. Об этом свидетельствует то, что Еропкин был единственным среди русских зодчих, кто с самого начала своей деятельности был удостоен "Поименным Указом" Петра I высокого звания Подполковника и Архитектора, а в январе 1725 г. - Полковника и Архитектора.

Петр I поручил Еропкину и Усову разработать проект дворца в Преображенском, а Еропкину - проект Александро-Невского монастыря. Но из-за смерти Петра I проекты не были реализованы.

После смерти Петра I правителем России становится 12-и летний Петр II. Для его коронации "ученым архитектором Полковником Еропкиным" составлен проект торжественных арок (проект утвержден 9.1.1727г.) и П.М.Еропкин отправляется в Москву, где строит три триумфальные арки для коронации Петра II-го.

В 1731г. П.Еропкин знакомится с А.П.Волынским, находящимся в Москве. Отношения между ними стали еще более тесными после женитьбы А.П.Волынского на родной сестре П.М.Еропкина.

По просьбе Волынского Еропкин разрабатывает проект, по которому в Москве строят для Волынского каменные палаты. Найденные архивные данные подтверждают, что архитектором дома Волынского на Рождественке был П.М.Еропкин.

Но основная работа у Еропкина была в Петербурге, где уже при Анне Иоановне он был главным архитектором, без разрешения которого в Петербурге ничего не строилось. В образованной Комиссии, осуществляющей надзор за строительством в Петербурге, под влиянием Еропкина была определена главная задача "...показать улицы и места.. в какой пропорции.. где публичным площадям быть..."

 Под руководством П.М.Еропкина был составлен генеральный план Петербурга, в основу которого была положена трехлучевая система улиц-магистралей, намеченных еще Петром I. Cовместно с М.Земцовым он создает первый архитектурно-строительный трактат "Должность архитектурной экспедиции" (1737-1741гг.), в котором расписаны обязанности и права архитекторов.

П.М.Еропкин был не только талантливым архитектором, но и крупным теоретиком архитектуры, который не только перевел на русский язык труды Палладио, но и дал к ним свои комментарии.

Воцарение Анны Иоановны (1730г) и деятельность её немецкого окружения во главе с Бироном и Остерманом вызвало недовольство русских патриотических кругов. Выразителем их интересов стал кабинет-министр А.П.Волынский, вокруг которого образовался кружок друзей-единомышленников. Среди них были П.М.Еропкин, А.Ф.Хрущов, Ф.И.Соймонов, П.И.Мусин-Пушкин и др. Многие из них были связаны друг с другом не только политическими, но и родственными узами.

Волынский как кабинет-министр выдвигался на первый план, т.к. он обладал властью и близостью ко двору и мог реализовать замыслы кружка. Но, несмотря на свои способности, Волынский не обладал достаточными знаниями для того, чтобы подготовить такие серьезные документы, как, например, "О гражданстве", или "Генеральный проект о поправлении внутренних государственных дел". Несомненно, подготовлены они были при помощи П.Еропкина, которого Нащокин называл "одним из людей, славных своим разумом".

К началу 1740г. положение Волынского стало ухудшаться. Стремясь восстановить свое влияние на царицу, А.Волынский с помощью П.Еропкина устроил "ледовую свадьбу" шутов Анны Иоановны. По проекту П.Еропкина из ледовых блоков был возведен дворец. Праздник царице понравился, но в апреле 1740г., после доноса одного из слуг Волынского, его арестовали по обвинению в подготовке государственного переворота. Вслед за ним были арестованы члены его кружка - П.Еропкин,А.Хрущов и др. Все они были подвергнуты пыткам и приговорены к различным наказаниям.

27 июня 1740г. на Сытном рынке близ Петропавловской крепости состоялась казнь. А.П.Волынскому вырвали язык, отрубили правую руку и голову, П.М.Еропкина и А.Ф.Хрущева обезглавили. Трупы казненных без церковных обрядов были захоронены в ограде церкви "Самсония-странноприимца". Имущество казненных было конфисковано, а библиотеку Еропкина передали в Академию Наук, и она еще ждет своих исследователей.

В 1741г. имератрица Елизавета дело Волынского прекратила и восстановила доброе имя членов его кружка. В 1686г. на могиле трех жертв бироновщины по проекту архитектора проф.М.А.Шурова был открыт монумент, барельеф на котором выполнен академиком А.М.Опекушиным.

Памятник на общей могиле Волынского, Еропкина и Хрущева

 

  МАРХИ © 2006
Пожелания и предложения по работе сайта направляйте администрации по адресу: [email protected]

Интернет-агентство "Амибэль"